Сложилась парадоксальная ситуация: ЧЮЦ всё более популярен и широк, но качество - увы… Очень сильно размывается. Масса инструкторов, которая, не преобразовав себя практикой, бежит сеять вечное и доброе народным массам (за вознаграждение естественно).
Да и стать инструктором нынче просто - всего-то за пару лет пройти (именно просто пройти!) положенное число ступеней, пройти инструкторские курсы - и вуаля! Можно бежать осчастливливать тёмный народ. Правда по ходу дела - забыв самому хотя бы мельком узреть лучик света, ведь некогда такими мелочами озабочиваться.
Также некогда поучиться чему-либо, поэтому проще объявить всякое знание пустой тратой времени (иначе совесть будет слегка подгрызывать).
Говорящих о цигун становится всё больше, слова всё бессмысленней, практикующих именно для себя и тихо - всё менее.
Приведу цитату из классической работы Мирча Элиаде - Йога: бессмертие и свобода. 2012. стр. 288.
Как и всякое гностическое и мистическое учение, тантрическая йога в ходе своего распространения и расцвета не смогла избежать и последующего упадка, связанного с проникновением во все более широкие и маргинальные социальные группы. Тот, кто не был способен практиковать йогу в полном объеме, довольствовался тем, что подражал каким-то ее внешним аспектам и буквально истолковывал те или иные технические подробности. Таков риск, знакомый любому духовному учению и заключающийся в том, что оно усваивается народными массами, не прошедшими предварительной инициации. С индийской точки зрения, это явление деградации есть не что иное, как всё возрастающее нравственное падение, типичное для конца временного цикла; в эпоху кали-юги истина погребена во мраке невежества. Вот почему постоянно появляются новые учителя, стремясь приспособить вечное учение к слабым способностям падшего человечества. Однако мы увидим, когда будем говорить о Горакхнатхе и 84-х сиддхах, что постоянно обновляемое учение этих новых наставников неизбежно испытывает разъедающее воздействие массовости (само появление которой — характерная черта кали-юги), пока наконец не завершается упадком и забвением; что касается образа духовного наставника, то он опускается до «популярного» уровня, рано или поздно сращиваясь с образом Великого Волшебника, который, в свою очередь, видится как дживанмукта, «освободившийся уже при жизни» и обладающий всеми сиддхи.
Знакомая ситуация?
p.s. практически исчезаю из этих виртуальных пространств, дабы не распыляться. На ЛС - отвечаю. Всем привет.