ЯМА, НИЯМА
Яма, нияма в йоге – универсальные моральные (яма) и духовные (нияма) заповеди, описанные в «Йога-сутрах» Патанджали.
Ямой также называется первая ступень Аштанга-йоги – йоги восьми ступеней, – связанная с соблюдением йогином этических норм. Слово «яма» происходит от глагольного корня «ям», который означает «укрощение», «обуздывание». Эти правила формируют взаимоотношения йогина с людьми и природой.
Нияма – вторая ступень йоги, связанная с развитием добродетелей. В слове «нияма» корень тот же, что и в предыдущем, но с приставкой «ни», которая означает «предписание», «руководство». Нияма – система правил, формулирующих определенный образ жизни.
Сколько всего принципов ямы и ниямы - пять или десять?
Яма состоит из пяти основных принципов (согласно «Йога-сутрам» Патанджали):
1 ахимса – ненасилие;
2 сатья – правдивость;
3 астея – неворовство,
4 брахмачарья – целомудрие, контроль над страстями;
5 апариграха – нестяжательство, отсутствие тяги к накопительству, непривязанность.
Однако наряду с «Йога-сутрами» Патанджали существуют индуистские тексты, в которых упоминается целых 10 принципов ямы. Например, в «Шандилья-упаниша-дах», авторство которых приписывается апологету пути бхакти мудрецу Шандилье, жившему предположительно в период между 200 и 900 годами нашей эры, помимо базовых и привычных в современном мире заповедей ямы – ахимсы, сатьи, астеи, брахмачарьи и апариграхи – описываются дополнительные шесть:
1 кшама – милосердие, прощение, терпение;
2 дхрити – стойкость;
3 дайя – сострадание;
4 арджава – честность, прямодушие;
5 митахара – умеренный аппетит;
6 шауча – чистота (кстати, шауча в «Йога-сутрах» Патанджали описана как нияма).
Нияма состоит из пять основных принципов (по Патанджали):
1 шауча – чистота, как внешняя (чистоплотность), так и внутренняя (чистота ума);
2 сантоша – скромность, удовлетворенность настоящим, оптимизм;
3 тапас – самодисциплина, усердие в достижении духовной цели;
4 свадхьяя – познание, изучение духовной и научной литературы, формирование культуры мышления;
5 ишвара-пранидхана – принятие Ишвары (Бога) в качестве своей цели, единственного
идеала в жизни.
За всю историю существования нравственно-этических и духовных принципов ямы-ниямы они неоднократно переписывались и трансформировались. Трактовка и смысл менялись в зависимости от йогической традиции и религиозной окраски. Иллюстрацией могут служить семь добавленных в Средневековье принципов ниямы, относящихся к тантрическому пути:
1 сауманасья – сохранение благожелательности;
2 ман-дхатар – сохранение вдумчивости;
3 ниpara – сохранение бесстрастности;
4 аваща – сохранение независимости;
5 мантра–видья - знание заклинаний;
6 дамсанавант – обладание необыкновенной силой;
7 нишпратидвандва – отсутствие противников.
Яма и нияма в современном мире
В XX веке понятие ямы и ниямы, включающее пять основных принципов, было унифици-ровано согласно описанию, изложенному мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах».
См. также: «Йога-сутры» Патанджали; «Шандилья-упани-шады»; «Энциклопедия йоги» Георга Ферштайна.
Журнал Yoga N 48 2012, с.33