Медицинская система св.митр. Серафима (Чичагова)
- продолжение лекции.
Лекция практикующего врача К.П. Кравченко.
Митрополит Серафим Чичагов (в миру - Леонид Михайлович Чичаго́в) был удивительно разносторонне одаренным человеком. Многим из нас он знаком как автор Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря. Сам преподобный Серафим Саровский, явившись ему во сне, благословил и одобрил его труд. При этом Владыка уделял немалое время и церковному искусству (сочинял церковную музыку1 к церковному пению). Хорошо рисовал, занимался иконописью 2 . Многим известно и о его мученической кончине. В 1937году, на 81-м году жизни, Владыка был расстрелян на Бутовском полигоне.1997 году Архиерейским собором Русской православной церкви причислен к лику святых как новомученик.
Но мало кто знает, что Владыка Серафим имел медицинское образование и был практикующим врачом. По его словам, число его пациентов составляло 20.000 человек. Святитель является создателем уникальной медицинской системы, основанной на глубоких познаниях всего спектра медицинских наук, доступных к тому времени. Его медицинская система во многом уникальна. Это строго научная система оздоровления человека прошла многолетнюю апробацию. Она очень органична, включает и подтверждает собой правильность естественных законов бытия, заложенных в наши души и тела Творцом, библейские принципы бытия человека.
Мы пригласили в лекторий Троице-Сергиевой Лавры практикующего врача, Кравченко Ксению Павловну, и попросили ее изложить главные принципы в методике оздоровления человека по системе cвященномученика Серафима Чичагова.
Серафим Чичагов происходил из дворянского знатного рода. В то время, когда он учился в семинарии, разрешалось иметь второе образование, и отец Серафим как вольнослушатель посещал медицинский институт, где параллельно с духовным получал медицинское образование. Им было проанализировано множество систем лечения того времени: система гомеопатии, траволечения, гирудотерапии. Все системы рассматривались с положительной и отрицательной стороны. Из плюсов этих систем была создана собственная система, которая так и называется – «Система Серафима Чичагова».
Что такое система Серафима Чичагова? Можно процитировать самого владыку Серафима:
«Милостивые государыни и государи! Ныне по воле Всевышнего настал час, когда я, наконец, возвышу свой голос в защиту истины, проводимой мной в жизнь. До сих пор я поневоле должен был молчать и выслушивать нарекания, находя это в порядке вещей. Конечно, я не был первым и не буду последним, перенесшим такую участь, как автор новой системы лечения. Мне необходимо было выждать, потерпеть, пока мое лечение проникнет в жизнь и приобретет сторонников, глубоко убежденных в моей правоте.
Время взяло свое. Теперь я в ином положении. Окруженный тысячами людей, испытавшими на себе мой метод лечения, я ныне очень легко могу объяснить мою систему, которую весьма немногие могли уразуметь несколько лет тому назад. Опыт будет руководителем моих собеседников. И если представлялись ранее затруднения в понимании этой системы, то отнюдь не потому, что она трудна или сложна, но лишь оттого, что она чересчур проста. Истина всегда проста и не может быть иной…».
Отец Серафим считал, что вообще нет лекарств для лечения болезни. Лекарства имеют значение симптоматического пособия, то есть такого, которое «устраняет более выдающиеся или более тяжелые припадки болезни, не изменяя ее естественного хода».
Изучая историю медицины и предметы в семинарии, он говорил, что «даже царь Соломон, предвидевший по мудрости своей, что люди склонны лекарствам придавать слишком большое значение, завещал (как говорит предание) спрятать свою книгу лекарств, дабы народ не уверовал в целебные свойства лекарств более, чем в Бога».
Серафим Чичагов изучал историю медицины со времен Гиппократа и понимал, что величие ее как науки состоит в умении «видеть и верно схватывать совокупность вещей (особенно древней медицины)». Мысль Гиппократа о необходимости рассматривать человека в связи с окружающим миром «положила прочное основание естественнонаучному методу, завещанному древностью будущим поколениям, имевшему столь могущественное влияние на развитие всей медицины…»
Владыка рассматривал болезни независимо от поражаемого органа и, принимая их формы, обращал внимание на общее состояние: на ход и развитие, а главное – на окончание болезни. «Кровь служит для питания всех частей тела, и есть источник животной теплоты, причина здоровья и хорошего цвета тела. Здоровье зависит от равномерного смешения веществ и от гармонии присущих…, ибо тело составляет круг, в котором, следовательно, нет ни начала, ни конца. И каждая часть тесно связана с остальными ее частями