Выдыхая,
Касаясь Корня Небес,
Сердце открывается,
Дракон скользит по тихой воде.
Вдыхая,
Опираясь на Корень Земли,
Сердце покойно и глубоко,
Коготь Тигра невозможно сдвинуть.
Если вы будете дышать в таком состоянии сознания, удерживая подобные образы, чередуя движение и покой, зерно концентрации в вашем уме не сдвинется ни на дюйм. Пусть истинное дыхание приходит и уходит — тонкий континуум на грани существования. Настраивайте дыхание, пока не получите дыхание без дыхания, пока не станете едины с ним… затем дух может быть собран и изготовлен эликсир».
Чжан Саньфэн, «Комментарии к Табличке со ста иероглифами предка Лю».
Мифологическое направление в развитии тайцзи-цюань основывается на даосских учениях Чэнь Бо (Chen Bo) и Чжан Саньфэна (Zhang Sanfeng, 张三丰). Чэнь Бо известен созданием мистической системы люхэ бафа (Liu He Ba Fa, 六 合 八 法) — учения о шести гармониях и восьми методах, которое он «вытащил» из сновидения. А Чжан Саньфэн, по одной из версий, достиг откровения, в котором Правитель Севера передал ему знания о совершенствовании Великого Предела.
Саньфэн — даосское имя, которое Чжан Цзюньбао (Zhang Junbao, 張君寶) получил после прохождения инициации. Оставив мир и его соблазны, Чжан долгие годы провел в странствиях, ведя аскетический образ жизни. Он посетил множество сакральных мест и обучался у различных мастеров, в том числе и у бессмертных, сам обретя в конце концов бессмертие.
Чжан Саньфэн считается основателем даосской школы Иньсян-пай (Школы скрытых бессмертных). Он также является автором многих фундаментальных работ по даосской алхимии. Но основное его достижение — это создание матрицы Великого предела (тайцзи), состоящей из 13 формул. Эта матрица легла в основу системы тайцзи, дойдя до наших дней в традиционной форме лао-цзя семьи Чэнь.
Биография
Принято считать, что Чжан Саньфэн родился в провинции Цзяньси на юго-востоке Китая в полночь 9 апреля 1247 года (этот день отмечается ныне как международный день тайцзи). Есть сведения о том, что в юности он был правительственным чиновником, учился боевым искусствам в Шаолине, живя в горах близ Трех пиков (Саньфэн), а затем жил десятки лет как даосский монах, целитель и мудрец при храме в уданских горах. Если легенды о том, что Чжан Саньфэн прожил 200 лет, верны, то получается, что он захватил времена правления трех династий — Сун (Song), Юань (Yuan) и Мин (Ming).
Есть и другая версия, которая утверждает, что существовало два мастера под одним и тем же именем. Один из них родился в годы правления династии Сун (960—1279 гг.) и жил на горе Удан (Wudang, 武当山) отшельником. Он сумел объединить технику тринадцати поз с другими даосскими практиками и искусствами для того, чтобы создать уникальный стиль внутренних боевых искусств, который стал очень популярен у даосов, живущих и обучающихся на Удане.
Второй мастер Чжан Саньфэн (1279—1368 гг.) был родом из Ичоу (Yichou), провинция Ляотун (Liaotong). В даосской среде его звали Чуань И (Chuan Yi) или Чуань Ши (Chuan Shi). Он также жил на горе Удан и был высоко почитаемым как даосский мастер, обладающий удивительной магической и целительной силой. Чуань И прожил очень долгую жизнь и был очень популярен среди местных жителей.
Легенды о Чжан Саньфэне
Первые легенды о Чжан Саньфэне связаны с историей императора Чэньцзу (Chen Zu, 1403—1424 гг.), который отдал приказ разыскать Чжана и других даосских мастеров. К 1459 году Чжан Саньфэн был объявлен Бессмертным и, как и в случае большинства святых, рассказы о его чудесных силах и способностях стали частью фольклора Уданских гор.
Уданские горы издревле славились большим количеством даосских храмов, монастырей и отдельно живущих отшельников. Можно сказать, что Удан был крупным научным центром уже с начала VII в. н. э. Здесь глубоко изучались даосские практики, традиционная китайская медицина, возможности применения трав, искусство выращивания сельскохозяйственной продукции, медитация, а также уникальные техники по увеличению продолжительности жизни. Чжан Саньфэн был связан практически со всеми аспектами уданской культуры.
Своими руками он выстроил себе незамысловатое жилище. Ежедневно практикуя, он познавал в тишине Великое дао и изучал трактаты древних мастеров. Однако ему было мало просто углубляться в знаниях — Чжан Саньфэн высоко ценил значимость живого опыта. За свою жизнь он исходил множество мест, по несколько раз возвращаясь в отдельные древние монастыри и многократно восходя на знаменитые горные вершины, обмениваясь знаниями с другими мастерами и постигая новые грани жизни.
Известно, что Чжан Саньфэн не раз бывал на знаменитой даосской горе Лаошань, считающейся самой высокой прибрежной горой в Китае. В определенный исторический период в прошлом, благодаря своему уникальному географическому положению и богатой культуре, Лаошань был настоящей колыбелью и центром даосского учения. Даосы Лаошаня славились глубокими знаниями философских и религиозных вопросов, уникальными физическими способностями. Определенную долю популярности гора приобрела, в частности, потому, что здесь дважды останавливался и жил Чжан Саньфэн (период династии Мин).
Альтернативная история тайцзи
Справедливости ради следует указать и альтернативную точку зрения на историю создания тайцзи. Последнее полстолетия некоторые исследователи и историки утверждают, что заслуга создания стиля тайцзи в его практическом выражении — различные формы, техника «толкающих рук» (туйшоу), последовательности с мечом и шестом, цигун-упражнения и вся теоретическая база, известные нам по современных стилям Тайцзи (школы Чэнь, Ян, У, Сунь и др.) — принадлежит полководцу и мастеру боевых искусств Чэнь Вантину (Chen Wangting, 1600-1680) из деревни Чэньцзягоу (Chenjiagou), провинция Хэнань (Henan). Однако даже если принять эту версию, то, согласно основному трактату семьи Чэнь, мы находим всю ту же опору на 13 формул, что говорит о некой связи с самой идеей тайцзи как искусства 13 формул.
Скорее всего, истина, как всегда, лежит где-то посередине. Народы Китая, Тибета и Индии на протяжении тысячелетий использовали различные упражнения для улучшения здоровья, лечения болезней, восстановления жизненных сил и увеличения продолжительности жизни. Таким оздоровительным техникам насчитывается более 4000 лет, и боевые искусства имеют, конечно же, столь же древнюю историю.
Мастер Чжан Саньфэн, как и тот же Бодхидхарма из Шаолиня, является, скорее всего, неким ориентиром, легендарным персонажем, символизирующим многовековую историю боевых искусств, практик работы с телом и духом и т. д. Подобные персонажи, скорее всего, являются собирательными образами, воплощающими некие архетипические представления о святых, мудрецах и целителях, противопоставивших спокойную обеспеченную жизнь обывателя поиску истины и исследованию возможностей человека.
Актуальность учения Чжан Саньфэна
Когда мы изучаем жизнь и историю этих персонажей, реальных и вымышленных, следует скорее спросить у них: «Что же вы узнали и познали такое, что может помочь нам?». Мы прислушиваемся к их советам, а иногда и следуем их рекомендациям. Иногда мы улыбаемся своеобразию их характеров и пытаемся отделить в их судьбах возможное от сказочного…
Существует множество преданий, приписывающих Чжан Саньфэну удивительные возможности — способность исчезать и появляться по своей воле, умение вызвать дождь и предотвращать различные бедствия, способность изгонять злых духов, шаманские навыки, специальные техники для поражения врагов, методы успокоения беспокойных душ и удивительные навыки гадания. Ему приписывалась способность жить в добром здравии более ста пятидесяти лет, воскресать из мертвых, знание о достижении вечной жизни.