ПОВТОРЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ МАСАРУ ЭМОТО.
Когда-то сравнительно давно мне довелось посмотреть фильм «Великая тайна воды», который транслировался по каналу РТР. Следует заметить, что фильм снят весьма качественно и красиво. Но что-то в моем понимании физика не складывалось, что-то вызывало чувство противоречия.
Кратко напомню результаты работы японских исследователей. Суть выводов Эмото состоит в том, что вода реагирует на смысл слов человека, эмоции, мысли, а идентификация этой реакции автором осуществлялась путем наблюдения кристаллов льда на вершинах замерзших водяных капель. В своих книгах Эмото приводит впечатляющие иллюстрации гармоничных кристаллических форм, возникающих при воздействии на воду различных «добрых» слов, изображений и гармоничной музыки. В то же время «плохие и злые» слова, рок, ругательства препятствуют появлению гармоничных кристаллов со слов автора.
Ознакомившись с книгами Масару Эмото и его последователей, а их издано на русском языке довольно много («», «Чудотворная вода», «Исцеление кристаллами воды», « и жизни хадо», «Исцеляющая вода», «Магическая сила водяных кристаллов. Карты», «Послания воды. Кристаллы жизни», «Тайная жизнь воды», «Послания воды», «Образы любви», «Целительная сила воды», «Новые послания воды» Лоуренса Элиарда), я задумал повторить эксперимент и сам полюбоваться на кристаллы изучить как они меняют форму под воздействием звуков, музыки, слов и пр.
Невзирая на то, что не могу позволить себе лабораторию с холодной камерой, темнопольный микроскоп по причине его дороговизны, тем не менее кристаллы льда на вершине капель мне удалось получать и фиксировать достаточно регулярно, так что спустя несколько месяцев кропотливой работы у меня накопилось достаточно материала для анализа.
Следует сказать, что кристаллы воды могут принимать очень много различных вариантов формы, все мы это хорошо знаем на примере снежинок, поражающих своим разнообразием. С подобным явлением столкнулся и я. Меня стало сильно удивлять соотнесение той или иной формы кристаллов с конкретным воздействием. Как правило, образуется 4-5 видов структур. И справедливым было бы брать в качестве характерных не 2 вновь появившихся кристалла из 50, а статистически наиболее повторяемую форму. Кроме того изучение кристаллических структур производится под микроскопом, что обуславливает взгляд на образование только под одним углом зрения. Кристаллы льда же могут расти в разных плоскостях и зачастую оказываются под большим углом к наблюдателю, что существенно затрудняет их идентификацию. Таким образом анализ кристаллических образований воды представляется процессом весьма трудоемким и весьма не точным, поскольку даже статистика наблюдения какой-то структуры может быть сильно искажена за счет кристаллов, которые просто не удалось разглядеть в силу их расположения. Мной был проделан эксперимент по фотографированию кристаллов воды после взбалтывания и отстаивания (Рис.1,2).
http://yadi.sk/d/jPG9PlSUFq3dx
Рис.1. Кристаллы воды после интенсивного взбалтывания. Х 125
http://yadi.sk/d/kRvYd-hVFq4GJ
Рис.2 . Кристаллы воды после отстаивания после взбалтывания 150 часов. Х125
Результаты показали, что даже такое простейшее воздействие влияет на размер и характер кристаллических образований. Хорошо известен тот факт, что в воде растворяется воздух. Более того, аквариумистам хорошо известно, что в застоявшейся воде бедной воздухом рыбки умирают, именно поэтому в аквариумах стоит насос, прокачивающий воздух через воду. То есть японские исследователи упускают из виду тот простой факт, что мы никогда не имеем дела с собственно водой, мы всегда работаем с раствором воздуха в воде, концентрация которого может меняться в достаточно широких пределах, зависеть от давления и состава атмосферы и прочих факторов. Вывод о влиянии воздуха на результаты замораживания воды согласуется и с работами российского ученого Селивановского Дмитрия Андреевича — кандидата физико-математических наук (Нижний Новогород), старшего научного сотрудника Института прикладной физики РАН, который зафиксировал явление динамической нестабильности воды и процесса механо-химической диссоциации молекул воды на водород и кислород. Проведенные Селивановским эксперименты даже позволили выдвинуть гипотезу о происхождении земной атмосферы за счет распада воды, столь заметным оказался процесс. Результаты исследований частично представлены в работах:
- Домрачев Г. А., Родыгин Ю. Л., Селивановский Д. А. Механохимически активированное разложение воды в жидкой фазе//ДАН. 1993. Т. 329. № 2
- Домрачев Г. А., Родыгин Ю. Л., Селивановский Д. А., Стунжас П. А. Об одном из механизмов генерации пероксида водорода в океане/Химия морей и океанов. М., 1995
- Домрачев Г. А., Селивановский Д. А., Родыгин Ю. Л., Диденкулов И. Н. Потери энергии звука при сонолизе воды//ЖФХ. 1998. Т. 72. № 2
- Домрачев Г. А., Родыгин Ю. Л., Селивановский Д. А. Роль звука и жидкой воды как динамически нестабильной полимерной системы в механохимически активированных процессах продуцирования кислорода в условиях Земли//ЖФХ. 1992. Т. 66. № 3
Читая работы Эмото, я никак не мог понять, почему на воду воздействуют какими-то сложными композициями. Вполне логичным было бы воздействовать простым звуком и проанализировать зависимости, если таковые возникнут. Я это и проделал. Например, при «прослушивании» водой одиночного удара барабана или ноты ля 440 Гц возникали весьма широкие спектры кристаллических структур (Рис. 3, 4). При желании уже из этих снимков можно выбрать формы для чего угодно.
http://yadi.sk/d/LcIHPpngFq57g
Рис.3. Воздействие на воду звуком ноты ля 440Гц. Х 125
http://yadi.sk/d/VfCR7iflFq5ZE
Рис.4. Воздействие на воду звуком одиночного удара барабана. Х 125
Более сложные композиции, обладающие широким спектром звучания иногда меняют спектр преобладающих кристаллических форм. Причиной подобного явления может стать эффект резонанса, который возникает под воздействием звука в системе в емкости с водой. Для проверки этого явления был поставлен эксперимент, когда одна и та же звуковая композиция транслировалась на емкость с водой в течение одинакового времени при последовательном изменении объема жидкости. Перед началом каждого эксперимента вода взбалтывалась. Если при объеме воды в 25,50 мл доминировали структуры Рис.5., то в объеме 75 мл возникает 27% структур Рис.6., которые вновь полностью исчезают на объемах 100 и 150 мл и картина возвращается к Рис.5. Но в объемах 175 и 200 мл вновь наблюдаются структуры Рис.6 уже в сочетании со структурами Рис.7 составляя 22% и 30% соответственно от общего количества образцов ( 65-70 штук для каждого объема жидкости). В данном случае можно говорить о том, что характер кристаллов, образующихся при замораживании воды в условиях изменения объема последней, претерпел весьма существенные изменения, а именно на 52% от исходного спектра форм. Эти результаты говорят о том, что реагирует не сама по себе вода, а именно вся система вода-сосуд, которая путем изменения объема воды настраивается в ходе эксперимента на различные частоты звуковых колебаний, присутствующие в сигнале, что и отражается на последующей форме кристаллов. В качестве иллюстрации я умышленно привожу достаточно большое количество снимков кристаллов для того, чтобы читатель мог представить это разнообразие. Но и это иллюстрирование весьма неполно и в известной мере тенденциозно, поскольку кристаллические формы часто пересекаются, наслаиваются одна на другую, переходят друг в друга. Для мало-мальски достоверного описания требуется значительная статистика, при сохранении условий эксперимента неизменными, что весьма не просто обеспечить. Это обстоятельство добавляет сомнений в справедливости соотнесения конкретных форм кристаллов с музыкой какого-то композитора или текстом песни.
http://yadi.sk/d/zvMtb4lBFq6Ap
Рис.5. Кристаллические структуры, возникшие при воздействии музыкальной композиции на объем воды 25, 50 мл. х 125
http://yadi.sk/d/mg6y4V78Fq6jh
Рис.6. Кристаллические структуры, возникающие при воздействии той же музыкальной композиции на объем воды 75 мл. х 125
http://yadi.sk/d/_4OYpRNAFq7WT
Рис.7. Кристаллические композиции, возникающие при воздействии музыкальной композиции на объемы 175, 200 мл. х 125
Ряд экспериментов показал, что спектр формы кристаллов замороженных образцов зависит и от формы посуды, в которую наливалась жидкость. Это и понятно, если принять во внимание, что материал сосуда, его форма и размеры, уровень жидкости, расположение емкости относительно источника(ов) звука, все это влияет на распространение колебаний в системе сосуд-вода-воздух.
Таким образом утверждение, что вода «слышит» слова человека, а тем более реагирует на смысл этих слов не имеет никаких оснований. Вода реагирует на распространяющиеся в пространстве колебания. Причем характер распространения этих колебаний индивидуален в каждом конкретном случае. Можно сказать, что вода учитывает абсолютно все воздействия, даже те, которые человек никак не может идентифицировать. Это и электромагнитные аномалии, и радиационный фон, и литосферные процессы, изменения климата, времени года и пр. Человек, пребывающий рядом, безусловно, тоже вносит свой вклад в реакцию воды, но нет оснований утверждать, что этот вклад определяющий.
Утверждая, что вода реагирует на слова молитвы или песни, Эмото допускает глубокую ошибку. Вода реагирует на акустические колебания, но не на смысл этих колебаний, который воспринимается сознанием человека. Ведь нам безразлично, каким голосом будет сказано, например, слово «дурак», фальцетом или басом, слушателем оно будет трактовано как оскорбление с соответствующей реакцией. А вот реакция воды как раз будет определяться частотным диапазоном голоса и ритмом речи, то есть вполне конкретными физическими параметрами, которые и определят форму возникающих кристаллов льда.
На основе проведенных опытов должен пару слов сказать в защиту рока и прочих звукосочетаний, которые Эмото записал в «негатив». Вода благополучно образует гармоничные кристаллы, «прослушав» рок. С этой точки зрения нет никаких оснований утверждать, что рок вреднее каких-либо других звуков.
В довершение всего я ознакомился с деятельностью Масару Эмото, основанной на трактовке полученных им результатов. Им создана так называемая школа Хадо. Членство в ней оценивалось в 100 долларов США, предоставляется возможность быть инструктором также за 100 долларов, получить пароль к информации о новых кристаллах и т.п. http://www.masaru-emoto.net/russian/rusindex.html#0802. В отечественных букинистических сетях неоднократно натыкался на продающиеся наборы фотографий кристаллов, способствующие исцелению по мнению их изготовителей.…
Я называю происходящее созданием научных религий. В качестве основы здесь выступает не некое сверхъестественное явление, сопровождаемое явным нарушением обычных закономерностей жизни, а псевдонаучные результаты, прекрасно и грамотно оформленные с помощью современных средств массовой информации. В результате страждущим гражданам предлагается вместо икон смотреть на кристаллы, пить обработанную воду и нести, нести свои денежки тем, кто сделал великое открытие. Да, вода весьма динамичная жидкость, но те результаты, что представляют нам Эмото и Ко, во многом описываются процессами физической химии, теории колебаний, распространением волн на границе двух сред и прочими давно существующими разделами физики и химии, а игнорирование этого факта ведет к излишней мистификации представлений о явлениях природы и снижает и без того невысокий уровень грамотности граждан.
Примечание: во всех экспериментах была использована дистиллированная вода.