Все давно привыкли считать убийство грехом и тяжким деянием. Однако если мы посмотрим на нравственные заповеди основных духовных путей, то обнаружим, что их объединяет, по крайней мере, три заповеди - не убивай, не кради, не ври. И стоят он на “одной полке”, равнозначны. Но мы для себя обычно считаем что убивать - совсем не хорошо, а вот соврать можно. Ещё и лазейки всякие выдумываем типа: “Святая ложь” и “ложь во благо”. Но ведь одна ложь порождает другую, чтобы себя сохранить, и тянется нить искажений всё дальше. И сами мы уже не можем различить, что правда, а что ложь. Как в таком тумане можно куда-то идти?
Маленький кусочек из книги: Дитрих Эберт. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЙОГИ. Фрагмент из “Йога-сутры” Патанджали и комментарий учёного.
II/36 Если йогин совершенно упрочился в правдивости, то он получает возможность для себя и для других без усилий пожинать плоды труда.
… К физиологии это имеет следующее отношение. Когда говорится не-истина, то для поддержания социального правдоподобия к внутрисубъектной модели поведения должна быть добавлена еще одна, параллельная модель, содержащая ложь. С этой параллельной моделью, которая не имеет никаких соответствий в реальности, приходится сравнивать и согласовывать каждую реальную ситуацию, чтобы иметь возможность существовать в социуме как целостная личность. Это требует перенапряжения мыслительной деятельности и перерасхода психической энергии, что препятствует спонтанному поведению и непосредственному регулированию взаимотношений с внешним миром.
upd: добавляю некоторые мысли после прочтения 59 комментариев.
Драгоценные дамы и господа! Я сильно удивлён. Первоначальной целью моего поста было показать один маленький, физиологический аспект необходимости говорить правду. Ни сколь не претендуя на всеобъемлимость, на указание единственного, правильного и главного метода развития. И я искренне полагал, что ищущие развития уже признали факт необходимости правдивости. Я совсем не ожидал, что большинство будет тратить свои умственные силы на то, чтобы оправдать ложь, выдумать нелепые ситуации её применения и целесообразности, вместо того, чтобы подумать, а как и в этом аспекте можно себя улучшить. Почему бы не придумывать ситуации где правда необходима? Понаставили себе умственных ловушек, да сами в них и угодили.
Радует, что разумные голоса тоже звучали, но, как всегда, в меньшинстве.
О каком тогда просветлении может быть речь? О каком ясном понимании и видении? Где же ваша духовная решимость бороться с пороками? Все эти уловки указывают лишь на трусость, на страх действительно себя изменить. На обрядоверие, в конце концов: мол достаточно столько-то в дереве стоять, тихо сидеть, не жрать мясо, произносить мантру и всё само сбудется. На сведение всей практики лишь к механическому повторению неких действий. Я понимаю, что теперь опять пойдёт волна возмущённых постов, но увольте — ни с кем не собираюсь спорить, вам самим решать, куда идти, а куда — нет. Где рыть ловушку, а где её засыпать.
В заключение лишь приведу слова Лао-цзы:
善者,吾善之﹔ 不善者,吾亦善之﹔ 德善。
信者,吾信之﹔ 不信者,吾亦信之﹔ 德信。
Добрым я делаю добро и недобрым также делаю добро. Так обретается подлинная доброта.
Искренним (правдивым) я верен (правдив) и неискренним также верен. Так обретается подлинная правдивость.
ещё upd:
В догонку:
“Толкование обетов - неисчерпаемый источник споров во всем мире. Как бы ясно ни был изложен обет, люди стараются исказить его и повернуть в угоду своим целям. И так поступают все богатые и бедные, князья и крестьяне. Эгоизм ослепляет их, и, используя двусмысленность выражений, они обманывают самих себя и стараются обмануть мир и бога.“
Мохандас Карамчанд Ганди (Махатма Ганди), автобиография “Моя жизнь ”.
И ещё.
Фёдор Михайлович Достоевский. Братья Карамазовы. Слова старца Зосимы:
“Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих, а всё от беспрерывной лжи и людям и себе самому. Лгущий себе самому прежде всех и обидеться может. Ведь обидеться иногда очень приятно, не так ли? И ведь знает человек, что никто не обидел его, а что он сам себе обиду навыдумал и налгал для красы, сам преувеличил, чтобы картину создать, к слову привязался и из горошинки сделал гору, — знает сам это, а все-таки самый первый обижается, обижается до приятности, до ощущения большого удовольствия, а тем самым доходит и до вражды истинной…“