Даосский комплекс в горах Уданшань является архитектурным воплощением идеи единства божественной и императорской власти. В соответствии с легендой о превращении смертного Чжэньу в бессмертного небожителя все сооружения комплекса делятся на две части: на горных склонах и вершинах и у подножия гор.
У подножия гор расположен монастырь и дворец “Цзинлэгун” – первое из даосских сооружений в горах Уданшань, символизирующее царство Цзинлэ, где родился наследник престола Чжэньу. Дворец “Цзинлэгун” занимает половину территории монастыря. В путевых заметках, датируемых эпохой Мин, говорится, что дворец “Цзинлэгун”, якобы, предназначался для самого императора. Отсюда начинается вымощенная голубым камнем Священная дорога к главному пику гор Уданшань, который находится в 60 км от монастыря “Цзинлэгун”.
Пройти через главные ворота комплекса в горах Уданшань “Сюаньюемэнь” /”Врата к пику Пустоты”/ означает совершить переход от бренного мира к царству небожителей. Поднимаясь вверх по Священной дороге, можно увидеть множество даосских монастырей и храмов, в которых легендарный Чжэньу постигал даосское учение, достиг вершины самосовершенства и стал бессмертным небожителем. Каждое сооружение служит иллюстрацией одной из легенд о Чжэньу.
В Китае власть духовная никогда не стояла над властью императора. Строительство даосского комплекса в горах Уданшань проектировал и финансировал императорский двор, поэтому комплекс должен был воплощать “величественность” и “могущественность” императорской власти. До династии Мин в композиции архитектурного комплекса в горах Уданшань выражалась идея даосского рая. Центром комплекса являлся храмовой комплекс “Цзысяогун” /”Дворец Фиолетовых небес”/. Соседствующий с ним храмовой комплекс “Наньяньгун” /”Дворец Южного утеса”/ назывался “обитель небожителей в Священных горах”. При династии Юань “Наньяньгун” считался местом проживания Чжэньу.
Однако император Юнлэ придерживался совсем иного мнения. Ему понравился главный пик гор Уданшань – “Тяньчжуфэн” /”Пик Небесного столба”/, перед которым словно “склоняются” все другие вершины. Поднявшись на пик, от высоты и от восхищения захватывает дух, и невольно веришь, что “10 тысяч гор пришли на ‘аудиенцию’ к главному пику”. Император Юнлэ приказал возвести на главной вершине гор Уданшань позолоченный бронзовый дворец площадью 160 кв. м. и назвал его “Цзиньдянь” – “Золотой дворец”. Убранство “Золотого дворца” соответствовало наивысшим стандартам императорского двора. Внутри дворца водрузили бронзовую статую Чжэньу высотой в 1,86 м, о которой в народе говорили: “Дух Чжэньу, лик Юнлэ”. Смысл фразы ясен без лишних слов.
На третий год после завершения строительства “Золотого дворца” Юнлэ приказал возвести вокруг дворца стену из камней строгопрямоугольной формы весом полтонны каждый. Таким образом, был построен новый грандиозный храмовой ансамбль “Цзыцзиньчэн” /”Пурпурно-золотой город”/, который император Юнлэ по образу и подобию своей резиденции возвел на Земле для небожителя Чжэньу. С тех пор стали говорить: “На севере – Цзыцзинчэн /императорский “Пурпурный запретный город” в Пекине/, на юге – Цзыцзиньчэн”.
Ярусом ниже ансамбля “Цзыцзиньчэн” расположен храмовой комплекс “Тайхэгун” /”Дворец Высшей гармонии”/. Высшая гармония – конечная цель последователей даосизма. В период династии Мин “Тайхэгун” был пределом, который разрешалось достигать простым верующим, приходившим в горы Уданшань молиться. Лишь издали им удавалось взглянуть на “Золотой дворец”, а затем, обуреваемые чувством надежды, удовлетворения или сожаления, они отправлялись в обратный путь.
Волей императора Юнлэ центр отправления даосского религиозного ритуала из монастырей “Цзысяогун” и “Наньяньгун” переместился на пик “Тяньчжуфэн”. В результате сформировался архитектурный комплекс с “Золотым дворцом” в центре, по отношению к которому располагались все остальные сооружения. Горы Уданшань из Счастливой земли, где Чжэньу достиг вершин совершенства и обрел бессмертие небожителя, превратились в святыню императорского правления Поднебесной.
Чжэньу не входил в верховный пантеон даосских небожителей, однако построенные в его честь монастыри и храмы отвечали самому высокому критерию. За годы строительства даосского комплекса в горах Уданшань император Юнлэ, самолично возглавлявший строительные работы, издал более 60 указов, касающихся не только таких важных проблем, как обеспечение строительства рабочей силой, но и второстепенных дел, например, утверждение проектных чертежей и утилизация строительных отходов. При строительстве монастырей и храмов, прокладке дорог и возведении монументов применялись только стройматериалы единого государственного стандарта. Работы велись на одном дыхании и завершились всего за 10 лет с небольшим. Даже сейчас трудно представить, как на этих отвесных скалах сооружались “висячие храмы”, как поднимались на такую высоту тяжеленные стройматериалы.