Уданшань (ч.4)

Уданшань (ч.4)

На третий год после завершения строительства “Золотого дворца” Юнлэ приказал возвести вокруг дворца стену из камней строгопрямоугольной формы весом полтонны каждый. Таким образом, был построен новый грандиозный храмовой ансамбль “Цзыцзиньчэн” /”Пурпурно-золотой город”/, который император Юнлэ по образу и подобию своей резиденции возвел на Земле для небожителя Чжэньу. С тех пор стали говорить: “На севере – Цзыцзинчэн /императорский “Пурпурный запретный город” в Пекине/, на юге – Цзыцзиньчэн”.

Ярусом ниже ансамбля “Цзыцзиньчэн” расположен храмовой комплекс “Тайхэгун” /”Дворец Высшей гармонии”/. Высшая гармония – конечная цель последователей даосизма. В период династии Мин “Тайхэгун” был пределом, который разрешалось достигать простым верующим, приходившим в горы Уданшань молиться. Лишь издали им удавалось взглянуть на “Золотой дворец”, а затем, обуреваемые чувством надежды, удовлетворения или сожаления, они отправлялись в обратный путь.

Волей императора Юнлэ центр отправления даосского религиозного ритуала из монастырей “Цзысяогун” и “Наньяньгун” переместился на пик “Тяньчжуфэн”. В результате сформировался архитектурный комплекс с “Золотым дворцом” в центре, по отношению к которому располагались все остальные сооружения. Горы Уданшань из Счастливой земли, где Чжэньу достиг вершин совершенства и обрел бессмертие небожителя, превратились в святыню императорского правления Поднебесной.

Чжэньу не входил в верховный пантеон даосских небожителей, однако построенные в его честь монастыри и храмы отвечали самому высокому критерию. За годы строительства даосского комплекса в горах Уданшань император Юнлэ, самолично возглавлявший строительные работы, издал более 60 указов, касающихся не только таких важных проблем, как обеспечение строительства рабочей силой, но и второстепенных дел, например, утверждение проектных чертежей и утилизация строительных отходов. При строительстве монастырей и храмов, прокладке дорог и возведении монументов применялись только стройматериалы единого государственного стандарта. Работы велись на одном дыхании и завершились всего за 10 лет с небольшим. Даже сейчас трудно представить, как на этих отвесных скалах сооружались “висячие храмы”, как поднимались на такую высоту тяжеленные стройматериалы.

Даосы превыше всего ставят гармонию природы и человека. Вызывает восхищение то глубокое уважение к природе, которое проявляли при строительстве грандиозных сооружений в горах Уданшань. Юнлэ строжайше запретил наносить малейший вред горному ландшафту, не разрешал вырубку деревьев, благодаря чему горы Уданшань сохранили практически первозданный облик. При выборе места для будущей постройки пристальное внимание уделялось особенностям природы, расположению горных хребтов и речных артерий. Вписанное в ландшафт сооружение могло быть и величественно грандиозным, и изящно хрупким, скрывающимся в горных расщелинах или словно прилепленным к отвесной скале. В таких “Нефритовых павильонах в Священных горах” даосам было сподручнее всего очищаться от “мирской пыли”.

По завершении строительства архитектурный комплекс в горах Уданшань получил статус родового храма императорской семьи династии Мин. Сюда со всей страны стекались даосы, избранные из многочисленных последователей даосизма Поднебесной. Максимально число служивших здесь даосов достигало почти 4000 человек. В 1416 г. император Юнлэ приказал переселить в горный район гор Уданшань 550 семей числом более 3100 человек для возделывания полей, дабы обеспечивать едой даосские монастыри и храмы. По приказу императора 500 караульных несли патрульную службу в горах Уданшань, сюда была направлена прислуга, занимавшаяся уборкой и ремонтом помещений монастырей и храмов. Впоследствии по случаю вступления на престол нового императора или изменения девиза правления императора династии Мин в горы Уданшань для совершения жертвоприношений приезжали специальные посланники. Однако ни один из 16 императоров Минской династии ни разу не бывал в горах Уданшань. Императору Юнлэ так и не удалось ни разу взглянуть на свое великолепное детище.

После смерти Юнлэ, несмотря на строительство новых сооружений и восстановительные работы, основы композиции архитектурного комплекса в горах Уданшань не претерпели изменений. В 1552 г. император Цзяцзин приказал отреставрировать и расширить имеющиеся сооружения. В течение последующих полутора лет удалось отреставрировать и расширить 955 помещений. Из минских императоров наиболее почитал даосизм император Цзяцзин, который с детства был физически немощен, часто болел, а к старости одряхлел окончательно. Цзяцзин был последним императором Китая, который проявлял заботу о даосском комплексе в горах Уданшань. В 1642 г. отряды крестьянской повстанческой армии под предводительством Ли Цзычэна сожгли “детище” императорского двора в горах Уданшань. Уцелевшие в огне постройки вновь стали открыты и общедоступны. С тех пор в горах Уданшань не строилось новых сооружений. Часть сохранившихся построек была отреставрирована, часть – ветшала и разрушалась. Но несмотря ни на что, истинные даосы никогда не покидали гор Уданшань.

Дошедшие до наших дней сооружения даосского архитектурного комплекса в горах Уданшань включают 4 храмовых комплекса – “Тайхэгун” /включая “Золотой дворец” и “Цзыцзиньчэн”/, “Наньяньгун”, “Цзысяогун” и “Юйчжэньгун” /”Дворец встречи с истиной”/, 2 монастыря – “Фучжэньгуань” /”Возвращения к истине”/ и “Юаньхэгуань” /”Изначальной гармонии”/ и большое количество второстепенных строений – в общей сложности свыше 200 зданий, площадь которых составляет около 50 тыс. кв. м. / По материалам издания “Китайские памятники мирового наследия”/


Читать блог автора
Постоянная ссылка:
Оцените и поделитесь своим мнением