/ Thích Quảng Đức, the Vietnamese monk, self-immolated in 1963
11 июня 1963 года на одном из оживленных перекрестков Сайгона (Хо Ши Мин Сити) остановилась легковая машина. Из нее вышли трое буддийских монахов. Один положил на дорогу подушку для медитаций, другой сел на неё в позу лотоса, и перебирая чётки прочел мантру “Намо Амитабха Будда” (“Nam Mô A Di Đà Phật”, “homage to Amitabha Buddha”).
Третий монах достал из багажника канистру с бензином и облил сидящего. Тот, закончив читать мантру, достал спички и поджег себя. Пламя моментально поглотило одежду и тело.
Полиция пыталась вмешаться, но буддисты-демонстранты (их было около 350) образовали кольцо вокруг горящего монаха, не давая к нему приблизиться. Многие монахи и монашки, просто прохожие и даже один из полицейских совершали простирания. Один из монахов несколько раз прокричал в мегафон на вьетнамском и английском языках: «Буддийский монах совершил самосожжение! Буддийский монах стал мучеником!»
Монаха-мученика звали Тхить Куанг Дук (Thích Quảng Đức). Актом самосожжения он выразил протест против преследования буддистов властями Южного Вьетнама (в этот период в стране насчитывалось около 70-90% буддийского большинства, однако сам президент принадлежал к католическому меньшинству).
Тхить Куанг Дук родился в 1897 году в центральном Вьетнаме, тогда его звали Лам Ван Тук (Lam Van Tuc). В возрасте семи лет оставил мирскую жизнь и начал изучать буддизм под духовным наставничеством своего дяди. В 15 лет принял обеты саманеры, а в возрасте 20 лет был посвящен в монахи. Следующие три года Тхить Куанг Дук жил отшельником, а после завершения затворничества начал путешествовать по центральному Вьетнаму, проповедуя. Под руководством Тхить Куанг Дука были основаны 14 храмов.
В 1934 он отправился в Южный Вьетнам, распространяя буддийское учение. Затем провёл два года в Камбодже, изучая тексты традиции Тхеравады, а по возвращении руководил возведением 17 новых храмов на юге Вьетнама. Позже он был настоятелем пагоды Phuoc Hoa, где находился центр «Ассоциации Изучения Буддизма». Когда он был перенесен в пагоду Ха Loi, главный храм Сайгона, Тхить Куанг Дук оставил должность настоятеля и сосредоточился на медитативной практике.
Последние слова Тхить Куанг Дука из оставленного им письма: «Перед тем, как сомкнуть глаза и устремить взор к Будде, я почтительно прошу Президента Нго Дин Зьема проявить сострадание к народу и обеспечить религиозное равенство, чтобы сила нашей родины была вечной. Я призываю Досточтимых, преподобных, членов Сангхи и мирян-буддистов проявить организованную солидарность в самопожертвовании ради защиты буддизма».
Акт самосожжения вызвал шок как у властей, так и во всем мире. Администрация президента Нго Дин Зьема пыталась представить это самоубийством, которое заставили совершить монаха его сторонники. Власти даже обвинили фотографа Брауна в том, что он подкупил монаха для совершения самосожжения. Мадам Нго Дин Нху (Ngo Dinh Nhu), жена младшего брата президента, заявила, что «только поаплодирует, если какой-нибудь еще монах устроит барбекю». Подобные комментарии подстегнули негодование общественности.
Журналист Дэвид Халберстам (David Halberstam), который был очевидцем этого события, писал:
«Человек пылал словно факел; тело его корчилось и тлело, голова чернела и обугливалась. В воздухе стоял запах сожженной человеческой плоти; люди сгорают поразительно быстро. Позади я слышал рыдания собравшихся вьетнамцев. Я был слишком потрясен, чтобы плакать, слишком ошарашен, чтобы делать заметки или задавать вопросы, слишком изумлен, чтобы вообще думать… Пока горел, он не дрогнул ни единым мускулом, не произнес ни звука; вызывающее спокойствие на фоне стенающих вокруг него людей».
Дэвид Халберстам вместе с фотографом Малькольмом Брауном (Malcolm Browne) за репортаж об акте самосожжения Тхить Куанг Дука получил Пулитцеровскую премию (Браун еще и приз World Press Photo).
Минут через десять обугленное тело монаха рухнуло на землю. Буддисты накрыли его желтыми покрывалами, уложили в гроб и перенесли в пагоду Xa Loi. Возле пагоды вскоре собралась тысячная толпа буддистов и их сторонников. Тысячи сайгонцев утверждали, что на закате этого дня видели в небесах лицо Будды, который плакал.
Тело было повторно кремировано во время похоронной церемонии, однако сердце Тхить Куанг Дука сохранилось. Его признали святым и поместили в стеклянный потир (чашу) в пагоде Xa Loi; эта реликвия считается символом сострадания. Тхить Куанг Дук почитаем буддистами Вьетнама как Бодхисаттва (Bồ Tát).
источник: Wikipedia
http://elenakuzmina.blogspot.com/