Тема эта продолжение начатой Богданом Игнатом актуальной анатомической темы здесь. В той я закончил участвовать на этом месте, так как в создавшихся условиях довольно трудно вести продуктивную деятельность. Расчитываю на понимание.
Тема расчитана на интересующихся, прочим можно смело пройти мимо и не тратить ни своё, ни наше драгоценное время. Также напоминаю, что здесь действуют правила, которые помогут нам не рассеиваться, а также лишат заинтересованных читателей аозможности созерцать праздную болтовню на темы “Есть ли жизнь на Марсе” и “О понимании просветления”, впрочем сводимые к одном теме “Я - велик!”
Зачем надо изучать анатомию врачу, надеюсь, ни у кого не возникает вопроса. Напомню три высказывания на эту тему.
1. “Врач, не знающий анатомии, беспомощен в элементарных практических действиях, не уверен в суждениях и не может развить необходимую наблюдательность”. В.В. Куприянов
2. “Врач, не знающий совершенно анатомии всех главных артерий, нервов, мышц и проч., их важности и отправлений, их начала, прохождения, соединения и настоящего положения, никак не заслуживает сего названия и вместо пособия наносит Бедствия роду человеческому. Множество непредвидимых случаев встретиться может, при коих, буде он по незнанию своему что либо замедлит, теряется здоровье, а может быть, и жизнь больного”. Виллие Яков Васильевич.
3. “Врач не анатом не только бесполезен, но и вреден” Ефрем Осипович Мухин. Иногда это высказывание приписывают Пирогову.
И знать её нужно не только хирургу, так как без знания составляющих тела невозможно понять корректно его работу.
Причина отторжения анатомических знаний не врачами проста - это проявления невроза смерти, т.е. противоречия, которое возникает при столкновении двух идей - “я - смертен” (в глубине души каждый в этом уверен, да и весь жизненный опыт об этом говорит. Сказки не в счёт), “я буду жить вечно” (так хочеться думать). Поэтому идея о смертности и обо всём, что напоминает бренность тела, в том числе и его строение, загоняется поглубже, а организм начинает мыслиться как прекрасный чистый кокон света (или что ещё там) пульсирующий в ритме с Космосом. Чем только усиливается невроз, так как не происходит разрешения противоречия - оно только усугубляется. Тело ещё сильнее начинает отторгаться из области сознания, а его место начинает занимать некая фантазийная картинка, которая постепенно может и в галлюцинацию перерасти.
Именно поэтому в духовных традициях классического типа (христианство, например, или буддизм) сразу боролись с этим одним из главных наших неврозов - неврозом смерти постоянным памятованием о смертности и о бренности телесного бытия, чего и всем желаю.
Пока мы не признаем и не осознаем наше тело - практика будет бесполезной и даже вредной. Она будет лишь усугублять расщепления нашей цельности, а не соединять нас в единое.
Врачи тоже люди и также подвержены данному неврозу, но в силу профессии анатомию отвергать не могут, поэтому она превращается в науку о том теле (а не об этом), о теле пациента, а не о своём. Своё же тоже воспринимается как бы из-вне, как посторонний объект, который можно рассматривать как пациента.
Следующая иллюстрация ярко показывет такой вид отношений со своим телом.
Giulio Casserio(ca. 1552-1616)
Если обобщить, можно будет говорить о двух видах нормальной анатомии: анатомии трупа, т.е. мёртвого человека, у которого не происходит никакого движения, в жилах которого не течёт кровь, у которого можно вырезать любую часть; и живой анатомии, или функциональной, т.е. живого человека, у которого в работе организма всё со всем связано.
Первый подход - аналитический (разделение на части), второй - синтетический (соединение частей). Второй без первого невозможен!
Поэтому будем изучать своё тело, но не как сторонний наблюдатель, а как собственно сам. Погрузим фокус внимания внутрь (ведь мудрец познаёт мир не выходя со двора!) и осветим светом сознания все закоулки нашего тела мира (или мира тела). И да победим невроз смерти!
Приглашаю всех в анатомический театр.
Но отличный от только что изображенного. А в тот, где мы будем и актёром, и зрителем, и режиссёром, и директором театра.
Материалы буду постепенно добавлять, но главная работа - самостоятельная. Знания можно добывать, а получить - лишь информацию.
Не смогу регулярно и полно освещать все вопросы, скорее это будут “прыжки” к тем или иным темам, возникающие иногда по мере надобности, а иногда по прихоти случая.
Прыжок №1. Анатомы, которые не анатомы.
Прыжок №2. Материалисты.
Прыжок №3. Почки.
Прыжок №4. Некоторые вопросы и ответы.
Прыжок №5. Литература.