Из предыдущей записи “Вот как надо медитировать” понятно, что состояние головы при молитве практически идентично правильному состоянию при медитации в ЧЮЦ.
Но вот что насчет состояния сердца, эмоционального состояния?
Вот в этой работе:
Иерей Владимир Елисеев
Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистические учения
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/06e/eliseev/eliseev1/contents.html
сравниваются методы православной аскетики и неправославной медитации.
Работа вполне вменяемая, и даже некоторые формулировки из нее могли бы украсить руководства по медитации.
Основная мысль, которая там проводится, это то, что православная молитва и неправославная медитация совершаются в разном душевном состоянии.
Православная практика совершается в состоянии “сокрушенного сердца”, то есть это:
Смирение, видение своих грехов, чем дальше тем больше, плач по ним.
И покаяние.
С точки зрения доктрины православия тут все ясно: Бог и его ангелы могут прийти только к покаявшемуся, а к медитирующим в состоянии гордыни могут явится только сами-знаете-кто :)
Мне вот что интересно.
Во-первых, есть ли аналоги покаяния в других духовных системах? Автор уверяет, что нет.
Во-вторых, как влияет эмоциональное состояние на практику?
В ЧЮЦ вроде бы должна наступить безмятежность, умиротворенность, на второй ступени, а потом даже уже и этого не надо.
Просто “тихо сидеть, тупо ждать”.
Или можно “тупо сидеть, тихо ждать”, ради разнообразия практики.
В Свободном Стиле Елены Николаевны с самого начала показаны аффирмации (утверждения) направленные на любовь к себе и позитивное состояние.
У позитивного меньше зажимов.
В Христианстве наоборот - видение грехов, сокрушение, плач.
Полное расслабление и вручение себя Богу, как результат предельного отчаяния.
Что же лучше для практики? :)