ДВАДЦАТЬ НАСТАВЛЕНИЙ ТАПИХРИЦЫ
Дзогчен Упадешы
“Шанг Шунг Ньян Гьюд”
В начале Тапихрица дал наставления по “Четырем Благам”:
-
Идея: Пусть осознание, ничем не обусловленное и всюду проникающее, достигнет освобожденного видения, свободного от действия ума; это хороший путь.
-
Медитация: Пусть свободное от основы и обусловленности переживание станет ясной, ни на что не опирающейся, медитацией; это хороший путь.
-
Поведение: Пусть в’идение, свободное от дуалистического выбора, непосредственно совершает действия, отличающиеся гибкостью и отсутствием привязанности; это хороший путь.
-
Плод: Пусть ограничивающие надежды и страх растворятся в недостижимом самовозникающем состоянии самореализации; это хороший путь.
Изложив это учение, Тапихрица мгновение пребывал в молчании, затем продолжил свою речь изложением учения о “Четырех путях применения практики”:
-
Вы не можете практиковать природу явлений; применяйте свободное от практики состояние природы явлений.
-
Вы не можете понять Дхармакайю через причинно-следственные связи (логику) ума; применяйте ум, свободный от причин и вторичных причин.
-
Вы не можете найти сущностное знание; применяйте то, что вы не можете найти.
-
Вы не можете измениться с помощью попыток; применяйте непреложное состояние.
Затем, после пребывания в молчаливом состоянии медитации, Тапихрица изложил “Пять путей применения практики”:
-
Поскольку естественное состояние свободно от пристрастий, существует необусловленное проявление; применяйте практику, которая вне обусловленности и пристрастий.
-
Поскольку отсутствует желание и привязанность к объектам, освобождение достигается без устранения объектов; применяйте практику, которая вне связанности и свободы.
-
Поскольку ум не подвержен рождению и смерти, есть пребывание в нерожденной природе; применяйте практику, которая вне наполнения и опустошения.
-
Поскольку отсутствуют слова и выражения, есть пребывание в пространстве безмолвия; применяйте практику, которая вне развития и упадка.
-
Изначально нет никакой отдельности от Естественного Состояния и нет никакой связи с внешним видением; применяйте практику, которая вне отдельности и вне связи.
Тапихрица сказал: “Понаблюдайте за собой. Есть в вас это знание или нет?” Он замолчал, погружаясь в созерцание, затем через некоторое время вновь заговорил и начал излагать учение о “Четырех методах природы”:
-
Применяйте медитацию, свободную от временных ограничений; пребывайте в природе, которая вне времени.
-
Применяйте медитацию, свободную от отвлечений; пребывайте, не отвлекаясь, в природе пространства великого блаженства.
-
Применяйте медитацию, которая непрерывна; пребывайте в самопорожденном естественном состоянии, которое ничем не прерывается.
-
Применяйте состояние, которое вне рождения и смерти, которое в сущностной природе; пребывайте в нерожденной единой природе.
После этого Тапихрица погрузился на некоторое время в безмолвное созерцание, затем вновь спросил: “Посмотрите, есть ли в вас это знание?” И через мгновение он начал излагать учение “Трех постижений”:
-
Достигнув понимания того, что нет никакого независимого существования, вы постигаете понимание единства.
-
Достигнув понимания недуальности, вы постигаете вкус единства.
-
Достигнув понимания отсутствия направленности, вы постигаете безграничность.
Затем он добавил: “Когда вы обретаете эти три постижения, вы становитесь йогином”.
Именно с целью изложения этих важных учений своему ученику Нангжеру Лодпо Тапихрица принял рождение в теле ребенка. Он продолжал: “Эти учения напугают людей, обладающих ограниченным мировоззрением. Их нельзя понять обычным рациональным умом. Спрячьте эти учения в потайном месте своего ума”. И завершил он свое обучение такими словами: “Если вы будете всегда помнить меня, вы встретитесь со мной; если вы забудете меня, то вы никогда не встретите меня”.
Нангжер Лодпо и Мо Юнгдрунг начали записывать эти учения, последние учения Тапихритсы, и они стали известными и уважаемыми в традиции бон, ибо они были первыми, кто оставил письменные записи об учениях.Таково происхождение текста “Шанг Шунг Ньян Гьюд”, которое было передано нам, живущим в настоящее время.