Небольшой рассказ о Чангчубе Дордже, Учителе моего Учителя Дзогчена, Намкая Норбу Ринпоче. Чангчуб Дордже жил в 20 веке, в Восточном Тибете, и в конце жизни реализовал “Радужное Тело”.
Выдержка из книги Намкая Норбу Ринпоче:
“Кристалл и Путь Света”Праджня Санскритское слово праджня буквально означает “сверхзнание”. Отсюда следует, что необходимо иметь достаточные умственные способности, чтобы понять то, чему вас учат, и достаточную силу интуиции, чтобы узреть то, на что вам указывают и что лежит за пределами слов Учения. Это и есть проникновение в саму мудрость. Разумеется, праджня не равнозначна интеллектуальному знанию. Как я уже неоднократно упоминал, мой учитель Чангчуб Дордже никогда не получал интеллектуального образования, однако его мудрость и те качества, которые от нее проистекают, были совершенно поразительны. Бывало, он каждый день сидел во внутреннем дворе у своего дома, принимая людей, обращавшихся к нему за духовным советом или за лечением. Медицину он тоже никогда специально не изучал, но знание науки исцеления проявилось в нем само собой из великой ясности, обретенной с помощью состояния созерцания, и его слава непревзойденного лекаря была настолько велика, что лечиться к нему шли со всех сторон. В силе его ясности я имел возможность убедиться собственными глазами, участвуя в другом деле, которое было еще одним сверхъестественным проявлением этой ясности. После того, как я прожил у Чангчуба Дордже всего несколько дней, он попросил меня писать под его диктовку. Я знал, что он не умеет читать и писать, а поскольку сам я писал вполне сносно, то, естественно, не раздумывая, согласился послужить ему, чем мог. Я сидел в доме за столом и через открытую створку четырехстворчатого окна из рога мог и видеть, и слышать Учителя, находившегося во дворе, где он обычно принимал пациентов и занимался с учениками. И вот, посреди царившей вокруг сутолоки, он начинал мне диктовать, ни на миг не задумываясь над тем, что собирается сказать. Затем он делал краткий перерыв, чтобы я мог полностью записать то, что он сказал, а сам в это время продолжал заниматься своими делами. Закончив писать, я кричал ему об этом. Он прерывал беседу с очередным посетителем и без всякой паузы продолжал диктовать дальше — иногда прозой, а иногда стихами. И ни разу не было случая, чтобы он спросил: “Так на чем я остановился?” — или что-нибудь в этом роде. Мне же, напротив, часто приходилось просить его повторить слова, которые я забыл. Первые несколько дней, записывая его слова, я был уверен, что из продиктованного ни за что не сможет получиться мало-мальски связный текст. Но каждый вечер, возвращаясь в свою комнату и перечитывая записи, я обнаруживал, что передо мной безупречно последовательное сочинение, которое можно было принять за тщательно продуманный и записанный ученый труд. В действительности гонгтэр (тэрма ума) всегда проявляется именно так. За несколько недель такой работы мы закончили большой том, а позже я видел около двадцати других таких же томов, которые Чангчуб Дордже точно так же продиктовал другим ученикам. Все проявления, в сущности, не более реальны, чем отражение — кристально чистое и ясное, не поддающееся никаким определениям и логическим объяснениям. Тем не менее, семена прошлых деяний — карма — продолжают вызывать дальнейшее возникновение проявлений. Несмотря на это, знай: все, что существует, полностью лишено собственной природы и абсолютно недвойственно! Эти слова Будды — лучшее объяснение Дзогчена.